Твёрдая печенюшка
Круг первый
Это был самый странный день из всех, что когда-либо сопровождали мои жизневздохи. Туман был плотным и словно бы живым. Он сглаживал все углы в моем городе, рождая иллюзию мягкости, заглушая шаги, скрывая поребрики тротуаров и рождая периодический мат водителей, недовольных многочасовыми пробками. Унылые и растерянные светофоры никак не могли сообразить, что же им стоит делать в сложившейся ситуации, и ощутимо паниковали, создавая все новые и новые аварийные ситуации. Люди внимательно смотрели под ноги, стараясь не оступиться в стелющейся молочной дымке, постоянно натыкались на коллег по несчастью бродить городскими улицами и тихо чертыхались. Я же старался балансировать на стыке реальности под ногами, мифической природной аномалии вокруг и мечты скорее оказаться там, где должен был быть еще двадцать минут назад. Я катастрофически опаздывал на поезд.
Вокзал встречал привычным запахом гари, прошлогодних беляшей и тонким ароматом пролитого кем-то пива. Суровые правоохранители были похожи на обиженных попугайчиков. У них несчастные глаза, и руки глубоко засунутые в карманы брюк. Сутулые милиционеры не впечатляют, равно как и вечные цыгане с обрывками заунывных песен, однообразный голос, сообщающий об отправлении пригородных электричек, и строгое предупреждение о том, что «выход на вторую платформу производится через тоннель». Я несся к поезду. И выдыхнул, только забросив вещи на верхнюю полку плацкарта. Мне категорически не везет с билетами. Хорошо, хоть сейчас удалось достать местечко поближе к центру вагона. Оглянувшись, я медленно сообразил, что вагон совершенно пуст, а проводника рядом с подножкой, на которую я взлетал с поистине спринтерской скоростью, не было. Скосил взгляд на часы. Всё правильно. Пятнадцать минут шестого. Поезд вот-вот тронется. Где все? Я, что, не в тот поезд сел?
- В тот, в тот, чего ты пугаешься?
Я, видимо, так разволновался, что последний вопрос произнес вслух. Я так и не садился, стоял, опершись руками о верхнюю полку, но точно помнил, что на нижней никто не сидел, когда я вбежал в вагон. Однако сейчас аккуратненький старикашка поправлял задрипанную шторку, выкладывал многочисленные свертки на крохотный столик и изредка хитро поглядывал на меня.
- Садись, чего стоишь-то, в ногах правды нет.
Я сел, изобразив кивок, долженствующий выразить приветствие, стянул с верхней полки рюкзак и начал рыться в поисках плеера - не слушать же рассказы о Второй мировой или колхозной жизни. Дедок по виду фору даже Ленину даст, а то и Александру II. Не люблю с такими находиться рядом. Непременно начнет сначала долго рассказывать о своих былых годинах, а потом незаметно заставит и мою жизнь пересказывать. Не люблю я про свою жизнь рассказывать, чего вечно пристают-то!
- Э, брат, чего это ты обиделся? Тебе ведь еще и слова не сказали.
Черт, я что, опять вслух разговариваю? Прикусывая губу, проклял себя за идиотизм. Видать, просто разволновался, уже не контролирую себя. Стоп. А это еще кто? Огромный мужик с густыми бровями и бритым черепом проталкивался к нашему столику, одним движением потеснив меня к окну.
- Я с вами еду. Егор. А вас как? - он улыбнулся, превращаясь в безобидного ребенка в то же мгновение, как его улыбка тронула губы. Что-то есть в них, этих огромных людях, с виду страшных и опасных, но за складками жира берегущих что-то совсем теплое, детское.
- Емельян Ерофеевич. - Дедок ожил, активно шевеля челюстью и явно наслаждаясь произнесением своего имени. - Добро пожаловать к нашему огоньку.
Не дай боже нам огонька в вагоне движущегося поезда. Совсем дед, того. Я мысленно сплюнул через плечо, продолжая искать плеер среди своих вещей, буркнув только:
- Алекс.
- Вот и познакомились. Так-то веселее будет. Подружка! - громыхнул на весь вагон Егор, выворачивая половину своего огромного тела в узенький проход, взывая, видимо, к проводнику. - Где ты там?! Чаю бы!
Пронзительный голос из купе проводницы заставил меня вздрогнуть:
- Чаю пока не будет, не отправился состав еще.
- Эх. - Тяжкий стон Егора сопровождал мой радостный выдох - плеер нашелся. Только не включается. Ну ё-моё, что такое то?! Отчаянно я давил на кнопки, менял батарейки - ничего. Не работает. Со злостью я отправил плеер на дно рюкзака в тот момент, когда поезд тронулся, ожесточенно глядя в окно. Меня раздражало абсолютно всё. Едва не опоздал, вагон пустой, соседи явно не из лучших, вообще как-то все это… Поморщился. Что-то явно не так. Блин! Все-таки я, наверное, сел не в тот поезд. Надо будет сходить на первой же станции. Надеюсь, смогу откупиться от проводницы. Как меня так угораздило? Вечно я невнимательный, а еще этот туман чертов!
Медлительным покачиванием поезд набирал скорость, укутанный в туман город скользил за потеками на стекле, попутчики молчали, чему я был рад несказанно, однако где же проводница? А пассажиры? Сядут на следующих станциях? Немыслимо, чтобы из города не набралось и десятка пассажиров. Странно всё это, странно.
Проводница возникла словно бы из ниоткуда. Худая до невозможности. Серые глазищи. Если бы не возраст, мне бы понравилась, да и уставшая какая-то. Вздохнул. Нет счастья в жизни! «Алла», о чем свидетельствует бейдж на груди проводницы, вопросила с имитацией улыбки:
- Ваши билетики, пожалуйста.
Ее перебил радостный голос из динамиков радио: «Уважаемые пассажиры, вас приветствует начальник поезда № 181. Желаю вам приятного путешествия!»
Во время кратковременного приветствия Емельян Ерофеевич достал из нагрудного кармана билет и протянул его трясущимися руками Алле, Егор, сосредоточенно кряхтя, порылся в своей сумке и тоже выудил бумажный прямоугольник, мой же билет куда-то загадочным образом запропастился. Куда? Встав, я едва не упал на дедулю - вагон как-то резко качнулся в сторону, а мой билет плавно спланировал с верхней полки прямо к острым коленям проводницы.
- Во, а ты волновался. Куда билет запропастился, куда? - Егор обезоруживающе улыбнулся, а я едва ли не пришел в бешенство.
- Вы, что, тут все мысли читаете?!
Они переглянулись. Я готов поспорить, что они переглянулись! Только с кем, блин, тут поспоришь-то? Обреченно я упал на место, Егор смотрел на меня как-то осуждающе, а Алла так и вовсе не смотрела. И правильно. Нечего на меня смотреть! Хотя…
- Аллочка, простите, не знаю вашего отчества, уточните, пожалуйста, у меня билет на ваш поезд? - Стараюсь улыбнуться как можно дружелюбнее.
- Да. Номер поезда - 181. Вагон пятый. Место 16. Собственно, здесь мы и находимся.
- Удивительно, а почему пассажиров так мало?
- Погода не лётная! - хохотнул Егор, а дедок согласно подхихикнул. Я едва не рычал.
- Еще появятся. У нас станций впереди много. - Она уставилась на меня огромными серыми глазами и словно бы сама призывала спрашивать.
- А можно мне пока перебраться на другое место?
- Нет, к сожалению, все места строго фиксированы.
- Но ведь нет никого в вагоне, до первой остановки, Алла, а?
- Что вы привередничаете? - с ума сойти, материнский тон, да кто она вообще такая-то? - У вас замечательные соседи. Общайтесь. Пейте чай. Я сейчас принесу.
Поднялась и ушла, как будто так и надо разговаривать с пассажирами. Что за день. Скорее бы уснуть и добраться до места. Закрыть глаза. Представить другие. Невольно улыбаюсь.
- Ишь, замечтался! - Кажется, Егор не умеет говорить тихо.
Открыв глаза, я постарался отогнать навалившуюся усталость. Покурить бы. Заодно хоть на несколько минут избавлюсь от надоедливых соседей. В тамбуре холодно и шумно. Перестук колес гипнотизировал. Я потушил сигарету, и меня посетила неожиданная мысль. Открыть дверь. Еще одну. Оказавшись в четвертом вагоне, я ошалело моргал. Вагон совершенно пуст. Еще пять дверей - и абсолютно пустой третий вагон. И второй. И первый. Поезд мерно покачивался, скорые сумерки съедали проносящиеся мимо пейзажи, а я стоял посреди пустого первого вагона и пытался понять, так ли пусты остальные десять, в которых я не был, и не пуст ли локомотив. Озноб продрал до костей. Бегом я возвратился в свой вагон. Мои вещи лежали нетронутыми, а попутчики словно испарились, даже свертков не осталось, хотя бы обрывка газеты или подстаканника.
Опустился на сиденье, сжимая в пальцах зажигалку. Зажмурившись изо всех сил, я убеждал себя, что вся эта ерунда мне просто приснилась.
- А вот и чай. - Я открыл глаза, находясь по-прежнему в пустом, болтающемся из стороны в сторону вагоне, а пресно улыбающаяся Алла протягивала мне стакан чая.
- А где эти? - кивнул я на противоположные места и натыкаюсь на удивленный взгляд.
- Кто?
- Дедок и здоровый этот, Егор.
- Простите, но никого, кроме вас, тут не было.
- Как же так, Алла? Я садился в вагон, тут было еще двое, я вышел покурить, а их словно ветром сдуло.
- Ветром никого не сдувает. - Она наставительно опустила стакан на столик. - Вам померещилось.
- Неслабо так померещилось.
- Слабо или не слабо, не мне судить. Вам надо чай, и постельное я сейчас принесу.
Опять этот материнский тон. Я с ума схожу. Я точно с ума схожу. Пребольно ударился головой о стенку при очередном рывке состава. Поаккуратнее, что ли. Я ведь не железный. Резко навалившаяся сонливость попросту не позволяла держать глаза открытыми. Ну ладно, вы меня убедили. В конце концов, середина недели, да и осень поздняя, мы еще до первой станции не доехали, народ наберется. А эти… соседи… Может, я просто уснул? Точно. Спросонья не сообразил. Да не спал я! Или спал?
С грохотом мой рюкзак свалился с полки, содержимое рассыпалось по полу. Что это? Это точно не мое. Конверт? Чей? Ни адреса, ни адресата. Повертев его в руках, я оглянулся в проход в надежде на появление проводницы, но ее нет. Посмотрю, что там. Может, кто из друзей что написал в дорогу.
Неровным почерком на клочке газетной бумаги было выведено: «Чай вдыхай. Дым ешь. Следы поют. Приходи седьмым».
Шутники. Только чего-то мне ни разу не весело. Вздохнув, я застегнул рюкзак, всё еще сжимая конверт в пальцах.
- А, получили письмецо уже?
- А?
- Письмо, говорю, получили. - Алла деловито расправляла тяжеленный матрас, с завидной ловкостью покрывая его простыней. - Там все объяснено.
- Чего объяснено?
- Что делать надо. - Подушка отправлена в наволочку, а проводница посмотрела на меня, как на идиота.
- Кому?
- Вам. Вы же седьмой.
- К-какой?
- Спите лучше. - Скорбно вздохнув, она бросила взгляд на готовую постель, потом на меня. - Всё и поймете.
Вот дурдом на колесиках. Меня пробрал хохот - а ведь и правда на колесиках. Устраившись на постели, я поймал себя на мысли, что всё еще держу в руке загадочное «письмо». Отбросил его на стол. Веки смыкаются. Шумит поезд. Хоровод в голове. Сон. Или не сон?
Теперь вот точно не отделаешься. Я же наркоман, уже подсел. И буду постоянно требовать дозу.
Браво сарказму. Он спасет мир. ...А перед этим он спасет каждого эстета, попавшего на улицы.)
Однако сейчас аккуратненький старикашка поправлял задрипанную шторку, выкладывал многочисленные свертки на крохотный столик и изредка хитро и любопытно поглядывал на меня.
а еще этот туман чертов!
Мысль первая: Китаец?!!!
- Ветром никого не сдувает. - Она наставительно опустила стакан на столик. - Вам померещилось.
Что-то в этой фразе обещает мне историю с загадками, вопросами и тайнами. И последующее мое неоднозначное отношение к профессии проводника.)
- Слабо или не слабо, не мне судить, а вам надо чай, и постельное я сейчас принесу.
Зацепилочка. Кот, ты не пропустил там знаков препинания, случаем?
Чай вдыхай. Дым ешь. Следы поют. Приходи седьмым.
Загадки, как и ожидалось.)
Вот дурдом на колесиках.
Еще до чтения следующей фразы, поймал себя на мысли, что оно и правда ездит.)
Итак. Теперь читательско-впечатлительное:
Завязка хороша. Образ железной дороги сразу дает ассоциацию в две стороны: во-первых, железо - не легкое, своеобразное. Во-вторых, дорога - путь не столько материальный, сколько жизненный. Такое начало должно давать развивающихся персонажей и сюжет, не стоящий на месте. Хотя с этим у тебя никогда проблем не было.))
Помним, "Евгений Онегин" тоже начинался с дороги главного героя....И наметилась еще одна аллюзия: все мы смотрели фильм "Чародеи". Так вот была там такая сцена, где Абдулов едет в поезде и является ему...Вагонный. Вот ощущения, думается мне, подобные.)
Это так, и вспомнившегося в связи с обстановкой.)
В общем, "Круг первый" уже выведен
циркулем, будем ждать продолжения...)))*истерический припадок*)))))
Зацепилочка. Кот, ты не пропустил там знаков препинания, случаем?
Да вроде нет.) Ты тире предлагаешь или что?
Спасибочка тебе и пряник. За любовь к загадкам.)
Ты знаешь мое отношение к поездам, решил, что пора привести его к некоему целостному представлению
в художественной форме. Поезд здесь - лишь некий антураж и символ... а больше ничего не скажу,
чтобы не нарушать интриги...)
Продолжение непременно следует...)
...Он оставил глубокий след в сердце моем.)
Да вроде нет.) Ты тире предлагаешь или что?
Просто на мое прочтение несколько странно звучит. Непонятно к чему отнести "а вам надо" - то ли к чаю, то ли к суждениям. Хотя. может это мрэ - баран.)
О твоем отношении к поездам я могу многое написать, но ты это точно сделаешь намного лучше.)))
В общем, я одно могу сказать: заинтриговал. Показал голодному бутербродик, поманил ...и скрылся за углом.
Что голодному остается? - Пра-авильно. Только пуститься в погоню.)
Кому трава, кому бутербродик... У меня или тамбур, или вагон-ресторан...))
Заветами Геометра будем жить долго.))
Я склонялся к этому.)
Кому трава, кому бутербродик... У меня или тамбур, или вагон-ресторан...))
Я за совмещение.)))
И непонятно: то ли туман накуренный, то ли китайского происхождения.)
*виновато складывает лапки в просительном жесте, исчезает* ...но I`ll be back, к Фениксу.)
разновременно. не стыкуется.
И дальше по тексту - те же перепады. Не авторская задумка, скорее отдает невнимательностью.
Герой - в настоящем, все остальное - в прошлом. И люди, и билеты, и поезд.
Напрягает при чтении и появляется впечатление разрозненности. Нет, не то впечатление. Такого чувства внутри, когда хочется поймать автора и вкратчиво сказать ему на ухо: "Ну сделай с этим хоть что-нибудь, а?"
Перестук колес гипнотизирует. Тушу сигарету и меня посещает неожиданная мысль. Открыть дверь. Еще одну. Оказавшись в четвертом вагоне, ошалело моргаю. Вагон совершенно пуст. Еще пять дверей - и абсолютно пустой третий вагон. И второй. И первый. Поезд мерно покачивается, скорые сумерки съедают проносящиеся мимо пейзажи, а я стою посреди пустого первого вагона и пытаюсь понять, так ли пусты остальные десять, в которых я не был, и не пуст ли локомотив.
а вот уже все снова в одном времени. в одной временной нише.
Хорошая идея. Особенно, если есть продолжение. Если нет - в конце слишком смазанно. Тогда уже не столько интригует, сколько оставляет читателя в недоумении. Как кота манят куском колбасы, водят перед мордой, а потом выбрасывают в окно (да, или колбасу, или кота).
И все-таки одной общей эмоции нет. По ощущениям - разорванно как-то. Хотя, последнее - мой субъективизм. Я чувствую и воспринимаю мир ощущениями.
Оставлять читателя в недоумении я тоже не собираюсь, вернее, собираюсь, но по ходу повествования,
которое безусловно продолжится, о чем и свидетельствует нумерация главы.
А вот по поводу ваших ощущений сказал бы, что единой и такой... плавной, что ли, картины, не будет
и не планируется - идея в ином.)
а когда держишь за шиворот, всегда хочется говорить вкрадчиво. Это что-то вроде закона жанра)
А вот по поводу ваших ощущений сказал бы, что это единой и такой... плавной, что ли, картины, не будет
дело авторское. Но рваный ритм по задумке -и рваный ритм, потому что так вышло - отличается. Он по-разному "пахнет", если представить вообще, что эмоции пахнут. )
Я говорил не о ритме, а скорее о картине, которая будет создаваться. Проект еще в работе, так что ... будем работать.)
даже не начинал. Не я первый. Отвечаю в духе сказанного.
будем работать.)
верю. Жду.
Очень вкусный язык. Сначала теряюсь в туче описаний и образов, но потом все начинает восприниматься цельной картинкой, а не текстом даже. И невероятно интересная задумка, очень бы хотелось увидеть продолжение.)
P.S. А стиль написания напоминает Брюсова - точно такое же погружение в текст.
Вот именно поэтому отчасти и захотелось немножко развернуть тему, чтобы не только... "головой об стол"))
Продолжение будет. Надеюсь, скоро. Спасибо за интерес)
Брюсов? Знаешь, с кем меня только не сравнивали уже: был Кэрролл, был Пруст, был еще какой-то неизвестный мне фантаст,
но вот Брюсов впервые. Интересно. Любимый писатель?
но вот Брюсов впервые. Интересно. Любимый писатель?
Я бы не назвала его любимым. Его долго читать - нехорошо станет. Что у тебя, что у него - некая такая загадка, и у него ярко выраженная, а у тебя слабо, но - психоделичность. Вот как-то так...)))
Согреться, вечером вернувшись.
На миг задуматься о том -
Так лучше.
Закружит - шорохом колёс
По стёртой паутине рельсов,
А за окном туман всерьёз -
Завесой.
Воображение молчит,
Глаза сменяют быстро строчки,
Так удивительно, просчитано
И точно.
И предвкушение того,
Что письма шифрами - так надо.
Начнётся с круга одного...
Я рада.
В общем, как и обещала, пишу отзыв в стихах. Поскольку история уже захватила, получилось описать прочувствованное довольно путано, но главное, что хотелось сказать - заинтересовало и уже успело понравиться.
Снова полюбовалась вытащенными из воспоминаний картинками Питера, дорисовала к ним туманно-дымную завесу...*быстро стёрла мелькнувший силуэт Юко-сан*
Приятно предвкушать продолжение, потому что я абсолютно не представляю, что будет дальше. Нельзя даже сказать с уверенностью, встретят ли героя на конечной его мелькнувшие попутчики, или так и останутся только фрагментом, затянувшим в историю.
Вот за это (и не только) я и люблю твои истории, Мастер. Даже демон начинает сомневаться во всём и ловит с этого кайф, узнавая, как же всё там на самом деле!
А дальше, надеюсь, будет вкусно.)
Мур-мур)))
Неожиданно. Тайны.
Тревожащая неуютность. Пустой поезд - вообще-то штука страшная. Так что я буду тихонько бояться и ждать следующей главы.
Твой стиль восхищает. Яркий. Трехмерный. Образы, пейзажи, настроения - всё всегда живое... и необычное. Интригующее. Но мне кажется, что писать это в комментариях к каждой твоей работе - уже смахивает на нездоровый фанатизм ))
А почему 181?
Похоже, ключевой вопрос - «Сон. Или не сон?»
С кем тебя только ни сравнивали... по стилю - ты это только ты, мне кажется. А вот построение сюжета вдруг (возможно, из-за недавней статьи) напомнило вечные «сны во сне», обманные реальности Филипа Дика.
Жду раскрытия героя. И раскрытия тайны. Всех тайн. В общем - продолжения )
А почему 181?.. А бог его знает, почему... Мне нравится сочетание... А может, найдется еще какое-то обоснование,
пока просто не могу предположить, какое именно.)
Вот уж не знаю-не знаю…))
И позволю себе не согласиться.
По-моему, именно из таких вот дорожных бесед, споров и вообще, - из кусочков самой обычной, казалось бы, Дороги – и заваривается подчас самая что ни на есть «вкусная» «каша» на свете!))
И рождаются на свет самые интересные и странные истории, - такая, как эта.
…Из тумана, начинающего стирать грань между реальностью и сном еще в самом начале, из перестука колес (или стука сердца ДОРОГИ?..), из совершенно нелогичных реплик, брошенных случайными попутчиками, из сумерек, окончательно разрушающих привычный нам мир и придающих происходящему сказочность…
И, конечно же, из самой первой фразы!
«Это был самый странный день из всех, что когда-либо сопровождали мои жизневздохи». (С)
Прочитываешь, и ощущаешь, будто в рот леденец положил: безумно вкусно, необычно и …мало! И тянешься за следующей порцией.))
Потому что неправда, что взрослые не любят сладкое, и еще большая неправда, что взрослые не любят сказок! Очень даже любят, просто признаться в этом стесняются… Ну, для них это, наверное, то же самое, что купить вдруг «Чупа-чупс» и засунуть его себе за щеку у всех на виду. )) Вроде как-то несолидно…
Ну и зря! Сами себе наказываете, сами себя удовольствия лишаете…
А я вот сразу скажу, что сказки ужасно люблю! И вижу в них смысла подчас больше, чем в «серьезных» заумных книжках, претендующих на всеобщую истину.
К слову, о книгах: вспомнила! Еще одна ассоциация: Виктор Пелевин – «Желтая стрела»!
Тот же поезд, тот же абсурд, тот же острый и необычный ракурс действительности…
Какая-то неуловимая связь; а наш мозг очень любит искать какие-то связи, аналогии…
Но - тут – все по-другому! По-своему, оригинально и ни на что не похоже!
Сон-не-во-сне, бред-не-в-бреду, фантазии или поток вырвавшегося на свободу подсознания?..
Кто его знает, куда привезет нас этот заблудившийся в межреальности поезд…))
Наша жизнь тоже иногда похожа на такую вот поездку в никуда: ни цели, ни конечного пункта не знаем, сойти не можем; попутчики попадаются не самые лучшие…
«…дурдом на колесиках», - лучше не скажешь. ))
Кстати, о попутчиках нашего героя, Алекса: ох, и непростые они… СтОит к ним присмотреться.
Колоритные, сочные образы, словно разные экзотические фрукты на блюде! Да простит меня Мастер за такие сравнения!))) Не знаю, просто почему-то вот такие ассоциации возникли:
Проводница – девушка неопределенного возраста… и та еще темная лошадка, - ничем ее не прошибешь (кокос).
Старичок (а почему и не Китаец, чем черт не шутит?)) – хитренький, вьедливый, (как лимон).
Огромный, толстый, добродушный Егор (ну чем не ананас?)))
И, если интуиция меня не обманывает, наверняка этот «набор» будет пополняться…
Недаром ведь там был намек на «седьмого». М-м? )))
…Мастер, я в восторге, честно!!! Мое громкое «Муррр!» - Вам!!!! И пусть говорят, что хотят!))
***
шебуршавчики
Насчет времени - главный вопрос. Писать от первого лица сложновато для меня, и мы уже много спорили, размышляли и дрейфовали по поводу настоящего времени. По ходу последующих кругов еще немного таких несостыковок будет, но постараюсь исправить. Тут дело в том, что хотелось бы полностью погрузить читателя в повествование, в настоящее его время. Спорно и сам я не очень уверен, но выправить постараюсь.
С остальным согласен полностью, но подушка была именно ОТправлена. Вы пробовали заталкивать подушки в поездах в наволочку? Довольно проблематично это.) Здесь "отправлена" для того, чтобы показать скорость действия, такую...ам... настойчивость движения, что ли.
Насчет фруктов... Улыбнули, правда. Очень симпатично вышло. А почему такие экзотичные?
Скоро появится и киви, и манго, и папайя.)
Вообще эти поезда такие мистичные, на мой взгляд, что очень хочется вписать их в канву не самых обычных происшествий.
Тут и замкнутое пространство, и постоянное движение, и незнакомые люди - простор для фантазии неисчерпаемой.))
Спасибо.