Сансара (Записки ненормального на клочке тетрадного листа)
читать дальшеКогда-нибудь случится то, чего я никогда не вспомню. Ни потом, ни сейчас. Однажды бред и явь поменяются местами, и что-то мягкое и зыбкое укроет больной мозг теплым горячечным одеялом. Да и... кто здесь вообще знает о том, что будет потом?... Все случится неожиданно и быстро. Как щелчок выключателя в ванной: так банально, как будто все это уже лет тысяч эдак триста в порядке вещей и по-другому никогда и не было. И... Господи, ты ведь хочешь знать, как все будет?.. Когда меня поставят к стенке... Когда меня прижмут лицом к холодной, шершавой стене и больно ударят под колени... Тогда я послушно закрою глаза, и мне приснится белое солнце. Мне приснится вывороченное с корнем дерево на отвесной скале - Дерево в медной паутине электрических проводов: тонкие щупальца в белом мареве-дымке... Над черным холмом взметнутся две черные чайки, пикирующие на мачту тонущего корабля. И имя этому умирающему чудищу - Надежда: золотые буквы слепящим дождем нырнут вслед за ним в бездонную глубину осенней лужи в чужом дворе. Потому что нет такой осенней дворовой лужи, где бы однажды не утонула чья-то слепая надежда... А еще мне приснится земля. Завещанная мертвым от живых - под рваными небесами в пеструю клетку... И солнце. Да-да, конечно! - Солнце... Большое, белое. Как кусок зефира. ...Когда меня поставят на колени и заставят закрыть глаза, я начну тихо смеяться. Совсем-совсем тихонечко, чтобы только никто не услышал... И тогда, конечно же, все, как морок, провалится вдруг в мягкий нежно-розовый туман. Ты ведь не забудешь поставить мне свечку за упокой, правда, Господи?.. В розовом тумане переплавятся в свинец мысли и цвета, цвета и тени. Я растолкаю их концом нарисованного крыла и разорву взмахом душный серый кокон. Чего стоит только взмахнуть кончиком крыла и вырваться на свободу!?.. Что отделяет меня от неба? Только серая свинцовая пыль... Гусеница превращается в куколку, куколка - в бабочку. Бабочка - в золотистую моль. Пожалуйста, скажите: во что же превращается бабочка золотистой моли, когда на нее наступают носком тяжелого армейского сапога?.. Ни во что. Просто - в мертвую бабочку мертвой золотистой моли. Ну... а куда, в таком случае, попадает ее душа?.. Конечно, прямо на небо! Если только при жизни она - как и мы с тобой, Господи - не мечтала стать Богом. ...А что же... Что сделаю я, когда меня все-таки прижмут щекой к ледяной стене и уронят коленями на бледный мерцающий кафель? Я буду тихонечко петь и выстукивать в такт краем золотого пера по бетонному полу. Потому что... Что отделяет меня от неба? Только взмах неизраненного нарисованного крыла.
Что тут сказать? Напоминает сон... не очень-то веселый. А что еще можно сказать, когда речь идет об умирающей надежде и сапогах, которые наступают на бабочек?
Два момента по стилю... «Завещанная мертвым от живых» - все-таки правильно «завещанная мертвым живыми» - завещают не «от» кого-то, а кому-то. И потом. Бабочка золотистой моли. Я никогда не слышал, чтобы моль называли бабочкой. Хотя я понимаю идею автора: визуальный образ - моль, символ - бабочка. Но по-моему, тут метафора спорная...
А вообще мне кажется, что написано это хорошо. Картина довольно яркая... конечно, она не яркая по замыслу, но думаю, вы понимаете, что я хочу сказать. Но... сложно формулируемое «но»... Ты ведь не забудешь поставить мне свечку за упокой, правда, Господи?..
Мне почему-то кажется, что двукратное обращение к богу именно в такой форме - как-то выбивается. То ли по стилю, то ли по общему смыслу произведения... Всё это напоминает стихи в прозе и, начиная с названия, «Сансара», - идет в неком ритме, куда, например, армейский сапог вписывается в точности. И зефир, и золотая моль, и электрические провода. А вот «за упокой» и «Господи» - словно диссонансом. Ну не кажется ваш герой тем, для кого вот именно такое восприятие бога - естественно.
Но это всего лишь смутное ощущение. Миниатюра - сложный жанр... сложный для оценок. По сути, я могу ее оценить лишь на двух уровнях, своего рода «крайние точки»: стиль и личное эмоциональное восприятие. Со стилем тут вроде все в порядке, кроме тех моментов... По ощущениям - суть понятна, но образы не совсем «мои»... но ведь они и не обязаны быть «моими». Почему-то наиболее яркое ощущение - холодный бетонный пол. И пустота. Цвета тусклого золота.
Если чего-то подобного вы добивались - это получилось. Но я не претендую на объективность в отношении миниатюр. Вот проснутся знатоки жанра - скажут более осмысленно. (как администратор, напоминаю: участники клуба должны оценивать чужие работы. В особенности - произведения в прозе. Хотя, разумеется, и о стихах крайне желательно высказываться; но отзывы о прозе - в обязательном порядке. Не забывайте «отмотать» страницы назад, ознакомиться с работами соклубников и озвучить свое мнение).
Повеяло декадентскими настроениями. Прекрасное в уничтожении. Мрачно, но красиво. Давайте покопаемся в сакральном, и начертаем золотыми красками по грязи. Эстетствующая убийственность. И еще три десятка подобных эпитетов. Такое вот восприятие от прочитанного. Немного смешанное с желанием подержаться за горло автора из-за центровки текста, который из-за этого читать тяжело для глаз.
Картинка крайне привлекательна: растекающиеся по бокалу с ромом мысли. Нет, ром не надо пить из стакана. Пафос в массы. Я сам любитель красивого правильного пафоса. И тоненькая струйка дыма из изящной опиумной трубки. Устал от жизни, еще не начав жить.
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть? (с) Виктор Цой
Понравилось. Понравилось настроение. Вспомнился любимый Ремарк. И вспомнился именно после раздавленной армейским сапогом бабочки. Повторюсь, сказав про картинку. Слово "яркая" тут, наверное, не к месту. Тут как-то ближе сепия. Сепия, Ремарк и что-нибудь крепкое.
А что еще можно сказать, когда речь идет об умирающей надежде и сапогах, которые наступают на бабочек?
Два момента по стилю... «Завещанная мертвым от живых» - все-таки правильно «завещанная мертвым живыми» - завещают не «от» кого-то, а кому-то.
И потом. Бабочка золотистой моли. Я никогда не слышал, чтобы моль называли бабочкой. Хотя я понимаю идею автора: визуальный образ - моль, символ - бабочка. Но по-моему, тут метафора спорная...
А вообще мне кажется, что написано это хорошо. Картина довольно яркая... конечно, она не яркая по замыслу, но думаю, вы понимаете, что я хочу сказать.
Но... сложно формулируемое «но»...
Ты ведь не забудешь поставить мне свечку за упокой, правда, Господи?..
Мне почему-то кажется, что двукратное обращение к богу именно в такой форме - как-то выбивается. То ли по стилю, то ли по общему смыслу произведения... Всё это напоминает стихи в прозе и, начиная с названия, «Сансара», - идет в неком ритме, куда, например, армейский сапог вписывается в точности. И зефир, и золотая моль, и электрические провода. А вот «за упокой» и «Господи» - словно диссонансом. Ну не кажется ваш герой тем, для кого вот именно такое восприятие бога - естественно.
Но это всего лишь смутное ощущение. Миниатюра - сложный жанр... сложный для оценок. По сути, я могу ее оценить лишь на двух уровнях, своего рода «крайние точки»: стиль и личное эмоциональное восприятие. Со стилем тут вроде все в порядке, кроме тех моментов... По ощущениям - суть понятна, но образы не совсем «мои»... но ведь они и не обязаны быть «моими». Почему-то наиболее яркое ощущение - холодный бетонный пол. И пустота. Цвета тусклого золота.
Если чего-то подобного вы добивались - это получилось. Но я не претендую на объективность в отношении миниатюр. Вот проснутся знатоки жанра - скажут более осмысленно.
(как администратор, напоминаю: участники клуба должны оценивать чужие работы. В особенности - произведения в прозе. Хотя, разумеется, и о стихах крайне желательно высказываться; но отзывы о прозе - в обязательном порядке. Не забывайте «отмотать» страницы назад, ознакомиться с работами соклубников и озвучить свое мнение).
а, тем не менее, моль - именно бабочка. Как ни крути. Биология)
Благодарствую за отзыв - было интересно.
Ну, вам виднее )) Молчу. Тем более, мне про бабочку золотистой моли понравилось.
Картинка крайне привлекательна: растекающиеся по бокалу с ромом мысли. Нет, ром не надо пить из стакана. Пафос в массы. Я сам любитель красивого правильного пафоса. И тоненькая струйка дыма из изящной опиумной трубки. Устал от жизни, еще не начав жить.
Повторюсь, сказав про картинку. Слово "яркая" тут, наверное, не к месту. Тут как-то ближе сепия. Сепия, Ремарк и что-нибудь крепкое.