10:10

Смысл.

Извечная тема. Смысл разыскивается человечеством все века существования этого самого человечества - от смысла жизни каждого из нас до смысла Вселенной, от смысла самого ерундового поступка, вроде прогулки под дождем, до смысла написания многотомного романа.

И поскольку заветное слово «роман» сказано, то я получаю (вкупе с моим привычным уже многобуквием) пропуск на страницы этого сообщества. С вопросом: а в самом деле - в чем смысл литературы?

далее

@темы: RhiSh, Статьи

Комментарии
05.10.2009 в 11:32

Твёрдая печенюшка
Для начала замечу, что всё искусство необходимо к осмыслению. Искусство ведь развивает. В этом, на мой взгляд, его смысл.
Усладить, доставить эстетическое удовольствие. Да, безусловно. Но и заставить человека думать.
Почему кому-то нравится классика, а кому-то рок? Почему кто-то признает только реализм в живописи,
а кубизм засыпает камнями и нападками? Потому что человек осмысляет и вычленяет то, что близко ему,
что ему нравится, что доставляет ему наслаждение.
Я не соглашусь с тобой в том, что ты как-то разделяешь в этом смысле, например, живопись и литературу.
Можно часами смотреть на полотно и думать о нем. Понимать. Возьмите да хотя бы работы Дали.
Безусловно, они прекрасны сами по себе, но если попытаться еще и проникнуть в смысл...
Та же "Герника" Пикассо. На первый взгляд картина представляет собой ни что иное, как скопление каких-то хаотично
разбросанных фигур, а если вспомнить манеру письма художника, еще и как-то непонятно обрезанных, косых.
Но смысл картины впечатляет, внутренние переживания автора становятся понятны только тогда, когда заглянешь
за грань прорисовки, когда - о ужас! - задумаешься.
Я могу приводить десятки примеров. И ты сможешь.

Поэтому теперь я обращусь к книге.
Начну с того, что некоторые пособия по ремонту не лишены художественной ценности в плане поразительной комичности.
А вот художественная литература... Я не буду говорить о критиканах, реалистах, тех, кто не читает, не находя для этого времени,
я только хочу отметить вот какой момент.
Я не ставлю под сомнение необходимость думать, когда читаешь. Я даже не хочу рассуждать о тех,
кто по каким-либо причинам этого не делает. Это абсурд.
Любая книга, верно осмысленная, позволяет учиться. Любой автор, если он хорош, что-то новое да подарить читателю.
Описывает ли он похождения эльфа, прыжки за грани миров, космические битвы, неважно, он так или иначе присовокупляет
к описанию свой жизненные опыт. А опыт уникален, ибо уникален каждый человек. Как следствие, из книги можно почерпнуть чей-то
уникальный взгляд на дружбу, смелость, любовь и еще тыщу понятий, так или иначе характеризующих весь смысл человеческой жизни.
Разве впечатленные любовью к принцессе, описанной в романе, мы не постараемся и нашу любовь сделать такой, разве увидев,
насколько крепко могут сдружиться эльф и гном, мы не сделаем вывод о том, что раса и внешние различия не столь важны,
если создание честно, смело, откровенно?
Мы учимся. Любая книга учит. Даже если она не носит название "Как починить унитаз за 15 минут?"

И еще один момент. Ты как будто противопоставил литературу реализма и фантастику, словно бы...
поправь меня, если мне померещилось,
литературу реалистичную еще можно было бы причислить к полезным вещам,
а вот фантастику с ее оторванностью от реальности сложнее представить в этом смысле адекватной.
Реализм ведь по сути есть лишь направление, поток в котором авторы выражали свои мысли.
Они не всегда практичны, не всегда обыденны, не всегда полезны в прямом смысле слова и,
что самое интересное, не всегда понятны. Многие книги, написанные в реалистичной обертке, могут привести к тому,
что голову поломаешь изрядно, гораздо больше, чем в попытках проникнуть в мир пресловутых эльфов.
Поэтому, мне кажется, многие авторы выбирают фантастику.
В ней гораздо проще выразить мысль, простора для нее больше.

А вообще - я уже много раз говорил об этом - хороший автор и в реализме, и в постмодернизме, и в романтизме
будет понятным хорошему читателю.
05.10.2009 в 12:00

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Мы учимся. Любая книга учит.

Это и есть основная мысль. И нет противопоставления реализма и фантастики - была попытка сказать, что это по сути одно и то же. Различается лишь антураж, а суть - одна.

можно часами смотреть на полотно и думать о нем. Понимать. Возьмите да хотя бы работы Дали. Безусловно, они прекрасны сами по себе, но если попытаться еще и проникнуть в смысл... Та же "Герника" Пикассо.

Само собой. И понимание музыки требует осмысления. Тут была не та идея, что музыка и живопись обходятся вообще без осмысления - а что красоту этих видов искусства в принципе можно поймать интуитивно, не разбираясь... Ощутить. Вот ты, вот - картина, посередке - Красота )
А если «вот ты, вот - книга»... то нужно еще непременное интеллектуальное усилие, потому что в самой книге как предмете красоты не содержится... В книгах вообще другой тип красоты.
05.10.2009 в 12:03

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
О важности и смысле литературы можно говорить часами, а можно коротко – это важно, и в этом есть смысл.

Добавить что-либо к вышесказанному сложно, ибо многоуважаемый Марк грешен тем, что раскрывает тему полностью, пространно и с примерами. И остается только соглашаться, и соскребать по закуткам остатки мыслей, чтобы не повториться и не превратиться в поддакивающего попугая. (Марк, ты не мог бы своим чадам оставлять хоть что-то для полемики? А то ты прочел лекцию, мы восхищенно покивали, набрались ума-разума и… сказать-то нечего).

Остается лишь скромно и о том, как самолично вижу заданную тему. В первую очередь, безусловно, книги – это пища для ума. Для меня любая книга – учебник. Даже самая фантастическая и нереальная. Там за придуманными образами кроется вовсе не надуманная мудрость. И порой, из самой заурядной книги можно вынести крупицу знания, которая необходима в жизни, которая так много объясняет и помогает вполне существенно даже в том же карьерном росте, о котором говорит «Реалист». Увы, но тот, кто отрицает факт обучения на книгах – убогий человек. Мне его искренне жаль. Как пример жизненных уроков: «Люди склонны верить в две вещи – в то, чего боятся, и в то, во что хотят верить». Парадоксально, но аксиома. Очень применительная к реальной жизни. Если всегда помнить о том, что порождает веру, то можно здоровски управлять людьми и ситуациями. Разве это не пригодится в том же служебном росте и продвижении? Вот именно, пригодится. Но разве это почерпнуто из учебника психологии или пособия по карьеризму? Нет же, это из «нереальной книжицы». Причем, как на мой вкус, так не самой удачной и занимательной. Томить не стану, это «Правила волшебника» Терри Гудкайнда. А именно – первое правило тех самых нереальных волшебников.

Стоит ли говорить о том, что такие крупицы мудрости есть в каждой книге? Стоит ли приводить примеры того, как применимы эти самые крупицы знаний в самой реальной жизни и в самых приземленных ситуациях? Если вернуться к тем же правилам волшебника, то вроде бы они писались волшебниками для волшебников, и применялись в магии. Такое вот пособие для магов. Но вполне сойдет за учебник управления людьми. Нашими немагическими современникам.

Разделять книги и реальность…непродуктивно, как минимум. Потому что… что есть реальность? То, что мы видим, слышим, осязаем. Что можем ощутить внутреннее, что переживаем. А значит, если книга дает нам всю эту гамму ощущений, то она и есть – реальность. Причем, более существенная, чем, к примеру, наши сны. От снов мы просыпаемся и пытаемся их осмыслить, найти таинственные знаки и послания. Многие из нас задумываются о том, что значат те или иные сны. И все же, от сновидений мы можем очнуться. А иногда и попросту забыть. От книг очнуться не выходит. Вживленная в нас история продолжает жить, щекоча память воспоминаниями. Настолько остро, что со временем мы можем перестать различать, наша это была мысль, или почерпнута из книги, сами мы это постигли, умнея и взрослея, или нас научил этой мудрости Гендальф Серый.
05.10.2009 в 12:08

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Это диалог не автора с собою, а автора с людьми, которые отстаивают безмыслие и разделяют книги на «полезные - и нет», относя фантастику к «нет». По-моему, очевидно, что я спорю с этой позицией и с этим разделением, как и с тем утверждением, что фантастика ничему не учит, неполезна и «нереальна«».

Значит, незаметно, что я с этим спорю?
А мне казалось, это видно...
05.10.2009 в 12:10

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
«Вживленная в нас история продолжает жить, щекоча память воспоминаниями».

Это я точно утаскиваю в цитатник.
05.10.2009 в 12:12

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
Значит, незаметно, что я с этим спорю?
Хм, спор очевиден. Дело в том, что у нас здесь вряд ли найдется оппонент, поддерживающий позицию "реалиста". А добавлять в твой спор с ним чего-то от себя - сложно, ибо и так тема раскрыта, и все нюансы проговорены.
05.10.2009 в 12:14

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Шимрис , я в реале постоянно спорю с живыми сторонниками позиции «реалиста» :nerve:
Поэтому она мне так нравится )) )

05.10.2009 в 12:16

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
я в реале постоянно спорю с живыми сторонниками позиции «реалиста»
Мы все тебя морально поддерживаем!
05.10.2009 в 12:19

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Столько слов из коротенькой мысли: если ты, допустим, читаешь короткий стишок или «начинающий» рассказик - но он тебя подтолкнул к тому, что ты садишься и пишешь огромный гениальный роман... выходит, смысл того стишка был равен смыслу этого романа... А смысл романа будет равен всем мыслям и чувствам, которые он вызовет... И выходит, важно даже не то, хорош ли тот стишок - а важно, кто его прочитал и о чем подумал и сказал...

Забавно.
05.10.2009 в 12:25

«Книги - это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола»

(с) Лихтенберг Г.

05.10.2009 в 12:26

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
RhiSh , очень хочется обозрить цитатник.
05.10.2009 в 13:40

Итак. Возвращение блудного сына спустя почти 4 года.
Знаешь, Риш, сейчас меня долбит только одна мысль: "Я не умею Читать". Для меня это в общем-то стало открытием. Почему не умею?.. Да я в общем-то именно "плыву по поверхности", читая. Я погружаюсь в мир книги с головой, оказываюсь там и попадаю в водоворот всевозможных чувст и эмоций... Но именно для того чтобы особенно остро и ярко ощущать их, чтобы помочь писателю в передаче мне ощущений героя мне приходится "откидывать" себя, забывать. Отрываться от реального мира и проникать в мысли автора, чтобы понять его. Да, недавно я неожиданно пришла к заключению, что пытаюсь понять именно линию событий, нежели ход мыслей героя. В общем, как вывод, читая книгу, я пытаюсь понять логику событий, а от героя мне требуется только его душевное состояние.
Именно эти два... фактора, не дают мне оторваться от книги. Именно на пиках, особых концентрациях эмоций героев и поворотов сюжетов меня невозможно оторвать от произведения. Ничем.
По сути, я живу героем книги, читая. Тем, который мне больше всего приглянулся, и, самое интересное, это не всегда главный герой. Хотя... опять-таки, не самим героем, а его чувствами. (начинаю замечать, что я повторяюсь -_-)
Но раз я не даже не пытаюсь понять почему герой сделал так, а не так, и если я не переношу книгу на реальный мир, выходит, я не умею Читать. Но понимаешь, Риш, вся загвоздка в том, что для меня история книги это и есть реальный мир. Я очень наивный ребёнок, и не смотря на то, что обладаю достаточно здравым умом и чёткой логикой, у меня всегда при чтении чьих-то мыслей где-то червячком закрадывалось подозрение, что это всё неспроста. Что мы не всё знаем, и любые мысли материальны. Что где-то, в другой вселенной есть все эти миры, какими бы безбашенными они ни были. А может быть и тут, среди нас. И даже при одной мысли, сомневающейся в этом, меня хватала совесть. Над этим можно посмеяться, но видимо в детстве у меня был дефицит сказок, поэтому у меня это продолжается до сих пор))) Я и сейчас в это всё верю, и каждый новый рассказ - открытие нового кусочка жизни. Можно поинтересоваться, откуда же тогда автор знает об этом мире... Но мы ведь и не знаем откуда берётся воображение, правильно?) Мало ли какие сигналы передаются сквозь время и пространство... Может в каких-то мирах кто-то пишет о нас, также полагая, что это фантастика, в привычном её понимании.
Возможно именно это позволяет мне настолько глубоко погружаться в эмоциональный раскрас рассказа.

А вообще меня уже понесло не в ту сторону))) Я первоначально не знала что сказать по поводу твоих размышлений, поскольку все мысли который у меня появлялись по мере прочтения ты тут же раскрывал сам)) Поэтому я ухватилась за веточку и пустила от неё листики)
05.10.2009 в 19:28

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
я не даже не пытаюсь понять, почему герой сделал так, а не так, и если я не переношу книгу на реальный мир, выходит, я не умею Читать. Но понимаешь, Риш, вся загвоздка в том, что для меня история книги это и есть реальный мир.

Это не значит, что ты не умеешь читать, - мне кажется, ты как раз умеешь «от природы». Ведь процесс осмысления, постижения может быть как осознанным, так и интуитивным. Я читаю так же, как ты, - не «думаю» специально, просто погружаюсь в мир книги.
Осознание наступает уже потом, иногда намного позже. Когда с кем-то о книге говоришь, или когда натыкаешься на нечто похожее в другой книге или в жизни...

Так что расслабься, ты не просто правильно читаешь - у тебя это врожденный дар )) Вообще умение читать - это вроде абсолютного слуха... кому-то он просто дан от рождения. Жизненный опыт ) Только таких людей мало... как и тех, с абсолютным слухом.

Что мы не всё знаем, и любые мысли материальны. Что где-то, в другой вселенной есть все эти миры, какими бы безбашенными они ни были. А может быть и тут, среди нас. ... и каждый новый рассказ - открытие нового кусочка жизни. Можно поинтересоваться, откуда же тогда автор знает об этом мире... Но мы ведь и не знаем откуда берётся воображение, правильно?) Мало ли какие сигналы передаются сквозь время и пространство... Может в каких-то мирах кто-то пишет о нас, также полагая, что это фантастика, в привычном её понимании.

Я давно уже пришел к выводу, что мы не «придумщики», а «антенны» - те, кому сами герои рассказывают свои истории, а может, мы в силу какой-то своей особенности умеем улавливать сигналы, которые излучают эти миры... или сами истории жизней в виде какой-то странной энергии витают в том же измерении, где и наши души... или сны... и залетают к тем, чьи души испускают созвучную энергию...

Вот как-то так )
09.10.2009 в 13:41

Твёрдая печенюшка
сами истории жизней в виде какой-то странной энергии витают в том же измерении, где и наши души... или сны... и залетают к тем, чьи души испускают созвучную энергию...
Если так посмотреть, то получается, что есть какая-то особая писательская энергия.., а еще - есть и читательская. Когда они сливаются, находишь свою книгу, своего писателя, попадаешь в струю. А те, кто не читают, или не признают фантастики, просто имеют какой-то другой поток?..
09.10.2009 в 20:29

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
А те, кто не читают, или не признают фантастики, просто имеют какой-то другой поток?..

Это мой самый главный вопрос. И знаешь, что я тебе скажу... вообще лучше не думать об этом. Потому что, если об этом думать, можно вообще всё бросить. Если ты не графоман, а человек, стремящийся кому-то сказать нечто важное... но ты в эту струю не попал.

Как совместить свойство писателя много думать - и то, что надумывается? Если ты не можешь передать людям свое настроение, вызвать резонанс... какой смысл вообще писать?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail