Человеку нужен че-ло-век...(С. Лем)
Други-сообщники!
Предлагаю вам небольшую статью на тему, которая, думаю, уже давно назрела.
***
Как-то в одном из разговоров возник вопрос: по каким признакам можно отличить художественное произведение от публицистики?
«Да чего проще! Поди, не лаптем щи хлебаем, - гордо скажут некоторые. - Уж одно от другого как-нибудь да отличим. Во всяком случае, газетную статью от сказки - точно!»
Я тоже так думала. Пока раз за разом не стала сталкиваться с текстами, которые авторы обозначали как угодно, только не тем, чем они являлись на самом деле.
В результате данной неразберихи в сказки попадали новеллы, а в разряд рассказов – эссе…
«Ну и что тут страшного? - фыркнут те, кто над такими вопросами даже не задумывается. – Подумаешь, велика беда!»
Не могу согласиться.
И объясню на простом примере.
читать дальшеПредставьте себе, что вы пришли в магазин за покупками. И хотите купить не что-нибудь, а пирожное.
Вы подходите к прилавку, выбираете упаковку с соответствующей надписью и платите. Потому что уверены, что там, внутри, именно пирожное. По крайней мере, так должно быть. Принято, чтобы содержимое соответствовало ярлыку. Или наоборот.
Согласитесь, было бы обидно, придя домой, в пакете с надписью «пирожные» обнаружить, например, картошку!.. Нет, не ту, что пирожное «картошка», - это еще куда ни шло, - а самую что ни на есть обычную огородную картошку. Из которой пюре делают.
Смысл понятен?
Так же и здесь.
Жанр – это своего рода тот же ярлык, визитная карточка текста. И отображать он должен именно то, что в данном тексте заложено.
Если это дневниковые записи или воспоминания – это эссе или мемуары, если короткая жизненная зарисовка – для передачи настроения или атмосферы события – это новелла. А вот если там вдруг появились персонажи, которые говорят, ссорятся, что-то делают, - в общем, с которыми что-то происходит – вот тогда можно говорить о том, что это уже рассказ, повесть или роман!
Нет, никто не говорит, что дневниковые «исповеди» или размышления – это плохо!
Как раз даже наоборот. Из них, из этих записей, из ежедневных заметок и наблюдений о жизни, о себе и людях вырастают подчас гениальные и великие произведения!
А некоторые заметки и дневники сами по себе становятся шедеврами.
Вспомним те же путевые заметки Гончарова, или же совершенно потрясающие дневники Ильфа и Петрова, или же антропологические записи Карлоса Кастанеды, - примеров можно привести множество.
Эти дневниковые записи «для себя» переросли свой жанр и стали ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ для всех.
Но начинались они с малого: с карандашных заметок «на полях», с коротких фраз и записанных мыслей.
Недаром многие состоявшиеся писатели в один голос советуют начинающим авторам начать вести дневник.
Привычка вести дневник не только позволяет сохранить в памяти то, что произошло или пришло в голову, но и дисциплинирует ум, помогает отделить главное от неглавного; учит работать с текстом, оттачивая стиль и расширяя свой «диапазон». В том числе и жанровый.
Так что – пусть будут! Размышляйте, пишите, выкладывайте на здоровье! Только обозначайте все-таки «картошку» картошкой, а «пирожное» - пирожным.
Зачем же навешивать на текст то, что нести ему явно не по силам? Зачем приписывать ему то, чем он совершенно не обладает? Зачем вводить читателя в заблуждение?
Ведь, если, как уже было сказано, жанр – это визитная карточка текста, то знание элементарных жанров – визитная карточка писателя, рекомендация его грамотности (в данном случае речь не о грамматике и орфографии) как человека, который худо-бедно в литературе разбирается.
Правда, печальный опыт говорит о том, что чаще всего – именно худо…
Что ж, в таком случае, давайте разбираться вместе. Чем же все-таки ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ текст отличается от ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО? Каковы особенности этих стилей?
Прежде всего - это две разных стороны словотворчества. И дело там далеко не в наличии или отсутствии диалогов. Просто у каждого из этих направлений свои задачи. А раз так, то и способы их реализации, то бишь, методы, - тоже разные.
Никому же в голову не придет, к примеру, говорить, что лопатой для снега рисуют картины, или огурцом делают хирургические операции... И то и другое было бы более чем нелепо. Не так ли?
Так же странно называть рассказом или сказкой то, что ими ни в коей мере не является. Если точность – вежливость королей, то тут точность – это вежливость вдвойне: и к читателю, и к литературе.
Почему же многие размещаемые здесь тексты не могут считаться художественными произведениями?.. И что это тогда такое?
Дневниковые записи. Заметки. Наблюдения. Размышления на тему. В лучшем случае - хороший, качественный ПОДСТРОЧНИК. – Называйте как хотите.
Потому как даже если в тексте с предельной скрупулезностью зафиксированы малейшие события и факты из жизни автора, или его глубокие размышления о себе и окружающих его людях, это еще не значит, что он автоматически попадает в разряд художественной литературы!
Не исключено, что когда-нибудь и автор и описанные им люди могут стать действующими лицами будущего художественного произведения (рассказа, повести, романа). Но для того, чтобы это произошло, текст как минимум должен сменить свой ракурс. И из «перечислительно-размышлительного» стать действенным.
Действие – вот основа художественной литературы! Действие и конфликт.
С героем что-то непременно должно происходить, даже если весь рассказ он сиднем просидит на печи, как Илья-Муромец.
И случиться это должно между точками А и Б – началом и концом произведения. То есть, на наших глазах.
Мы каким-то образом должны понять, что герой изменился. Победил или проиграл. Стал героем – или предателем. Понял какую-то важную истину или вконец запутался.
И то, что с ним на протяжении всего произведения происходило – чрезвычайно важно! И, главное, даже не ЧТО, а ПОЧЕМУ.
В публицистике главное - последовательно и доступно изложить факты, ярко и броско подать материал, выделить проблему и поставить ее со всей возможной прямотой. Не исключает это и глубоких размышлений, однако строиться они будут по принципу плаката, то есть четко определять цель и «бить» в нее.
В художественной литературе тоже все это важно. Писатель, принимаясь за произведение, неизбежно столкнется с тем, что называется идеей и сверхзадачей, будет мучиться ответом на вопрос: «ЗАЧЕМ? ЧТО я хочу сказать?»
Но использовать для этого будет совершенно другой спектр «инструментов», донося свою мысль через характеры, атмосферу, ритм произведения и его образность, так как предметом рассмотрения художественной литературы в первую очередь всегда является душа человека, а не фактическая хронология его жизни; внутренний мир человека и осмысление мотивов и причин поступков, а не их перечисление. Эмоциональная подача материала, призванная чем-то отозваться в душе читающего, а не скупая констатация происходящего.
Отсюда и еще одно отличие рассматриваемых жанров – отношение к деталям.
В публицистике фактология – чрезвычайно важна; факты, даты, события, подробности – это основа ее основ, краеугольный камень!
В какой школе имярек учился, в каком году женился, в каком - изобрел велосипед, отлупил соседского Ваську или полетел на Луну.
Тут искажение даже в одной дате равносильно катастрофе.
Произведение, в котором господствуют не факты, а художественная правда, обогащенная авторским видением и вымыслом – это художественный текст.
Причем, не набор «правдивостей», а тщательный отбор их, - в целях создания определенной картины и определенного эмоционального впечатления.
Для художественного произведения важны совсем другие подробности.
Например: «Вася Неудачников учился в школе № 13».
Здесь и номер школы и фамилия героя выбраны автором не случайно. Они дают вполне определенный намек на что-то такое, что непременно должно сыграть в произведении какую-то ЗНАЧИМУЮ роль.
Как висящее на стене в первом акте ружье, на которое автор зачем-то обратил наше внимание, должно непременно выстрелить в четвертом.
Вполне возможно, что такой школы в городе Н никогда не было. Но для художественного произведения главное - не повторение жизни, не копирование ее, а, скорее, рассматривание ее под неким определенным углом, предложенным нам автором. Достигается это с помощью разнообразных приемов, которые и составляют авторскую индивидуальность, определяемую как СТИЛЬ. А у каждого автора он свой, что позволяет нам взглянуть на мир его глазами. Глазами писателя.
Раньше стилем (или «стилом», если правильно) называлась особая заостренная палочка, которой писали на вощеной табличке. Даже ёжику понятно, что написанное разными людьми будет разительно отличаться. Как неповторимы отпечатки пальцев или почерк, так и неповторим и не похож ни на что авторский стиль.
Что касается публицистики, ей, напротив, приходится иметь дело с устоявшимися фразами, речевыми оборотами, словосочетаниями и определенного вида словесными конструкциями. Так сказать, с «деталями конструктора», предложенными для всеобщего доступа.
Если в публицистике это прием, позволяющий доступно и понятно донести информацию, то это же самое в художественном произведении – речевой штамп, губящий и убивающий саму художественность.
Что ж, думаю, настало время перейти к примерам.
Допустим, у нас есть два текста.
Первый:
«Пройдемся по Аничковому мосту. Это красивейшее сооружение Санкт-Петербурга, соединяющее берега широко известной реки Фонтанки, ранее носившей название Безымянный Ерик, своим названием обязано подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, построившему этот мост в 1715 году по велению Петра Первого. Первоначально мост, длина которого составляет 54,6 м, а ширина – 37,9 м, был деревянным, но в 1785 году был заменен на трехпролетный каменный. Фигуры бронзовых коней, величественно возвышающиеся по концам моста, придают этому сооружению законченный и цельный вид. Аничков мост по праву является предметом гордости жителей и гостей города на Неве».
И второй:
«Он снова стоял на этом мосту. Он вообще часто приходил сюда, рассматривал реку, проходящих мимо людей, проталкивающиеся сквозь пробки машины. Мост нравился ему. Как там он называется: Анечкин, Анечков? Глупое какое название! Подвезло же какой-то там Анечке. Чего она сделала-то интересного? Вот он, Володька, умеет многое, а в его честь никто мостов не называет, и вообще…».
По-моему, теперь-то вы ТОЧНО скажете, какой текст – художественный, а какой – нет. И вряд ли захотите обозначить первый отрывок жанром «сказка», а второй – «статья».
А то! Ведь не лаптем же, правда?…
***
ПРИМ.: В статье использованы выдержка из Википедии и фрагмент из повести «Доказательство», с которой вы можете ознакомиться, пройдясь по этой ссылке:
diary.ru/~rukopisi/p81372946.htm
Предлагаю вам небольшую статью на тему, которая, думаю, уже давно назрела.
***
Как-то в одном из разговоров возник вопрос: по каким признакам можно отличить художественное произведение от публицистики?
«Да чего проще! Поди, не лаптем щи хлебаем, - гордо скажут некоторые. - Уж одно от другого как-нибудь да отличим. Во всяком случае, газетную статью от сказки - точно!»
Я тоже так думала. Пока раз за разом не стала сталкиваться с текстами, которые авторы обозначали как угодно, только не тем, чем они являлись на самом деле.
В результате данной неразберихи в сказки попадали новеллы, а в разряд рассказов – эссе…
«Ну и что тут страшного? - фыркнут те, кто над такими вопросами даже не задумывается. – Подумаешь, велика беда!»
Не могу согласиться.
И объясню на простом примере.
читать дальшеПредставьте себе, что вы пришли в магазин за покупками. И хотите купить не что-нибудь, а пирожное.
Вы подходите к прилавку, выбираете упаковку с соответствующей надписью и платите. Потому что уверены, что там, внутри, именно пирожное. По крайней мере, так должно быть. Принято, чтобы содержимое соответствовало ярлыку. Или наоборот.
Согласитесь, было бы обидно, придя домой, в пакете с надписью «пирожные» обнаружить, например, картошку!.. Нет, не ту, что пирожное «картошка», - это еще куда ни шло, - а самую что ни на есть обычную огородную картошку. Из которой пюре делают.
Смысл понятен?
Так же и здесь.
Жанр – это своего рода тот же ярлык, визитная карточка текста. И отображать он должен именно то, что в данном тексте заложено.
Если это дневниковые записи или воспоминания – это эссе или мемуары, если короткая жизненная зарисовка – для передачи настроения или атмосферы события – это новелла. А вот если там вдруг появились персонажи, которые говорят, ссорятся, что-то делают, - в общем, с которыми что-то происходит – вот тогда можно говорить о том, что это уже рассказ, повесть или роман!
Нет, никто не говорит, что дневниковые «исповеди» или размышления – это плохо!
Как раз даже наоборот. Из них, из этих записей, из ежедневных заметок и наблюдений о жизни, о себе и людях вырастают подчас гениальные и великие произведения!
А некоторые заметки и дневники сами по себе становятся шедеврами.
Вспомним те же путевые заметки Гончарова, или же совершенно потрясающие дневники Ильфа и Петрова, или же антропологические записи Карлоса Кастанеды, - примеров можно привести множество.
Эти дневниковые записи «для себя» переросли свой жанр и стали ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ для всех.
Но начинались они с малого: с карандашных заметок «на полях», с коротких фраз и записанных мыслей.
Недаром многие состоявшиеся писатели в один голос советуют начинающим авторам начать вести дневник.
Привычка вести дневник не только позволяет сохранить в памяти то, что произошло или пришло в голову, но и дисциплинирует ум, помогает отделить главное от неглавного; учит работать с текстом, оттачивая стиль и расширяя свой «диапазон». В том числе и жанровый.
Так что – пусть будут! Размышляйте, пишите, выкладывайте на здоровье! Только обозначайте все-таки «картошку» картошкой, а «пирожное» - пирожным.
Зачем же навешивать на текст то, что нести ему явно не по силам? Зачем приписывать ему то, чем он совершенно не обладает? Зачем вводить читателя в заблуждение?
Ведь, если, как уже было сказано, жанр – это визитная карточка текста, то знание элементарных жанров – визитная карточка писателя, рекомендация его грамотности (в данном случае речь не о грамматике и орфографии) как человека, который худо-бедно в литературе разбирается.
Правда, печальный опыт говорит о том, что чаще всего – именно худо…
Что ж, в таком случае, давайте разбираться вместе. Чем же все-таки ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ текст отличается от ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО? Каковы особенности этих стилей?
Прежде всего - это две разных стороны словотворчества. И дело там далеко не в наличии или отсутствии диалогов. Просто у каждого из этих направлений свои задачи. А раз так, то и способы их реализации, то бишь, методы, - тоже разные.
Никому же в голову не придет, к примеру, говорить, что лопатой для снега рисуют картины, или огурцом делают хирургические операции... И то и другое было бы более чем нелепо. Не так ли?
Так же странно называть рассказом или сказкой то, что ими ни в коей мере не является. Если точность – вежливость королей, то тут точность – это вежливость вдвойне: и к читателю, и к литературе.
Почему же многие размещаемые здесь тексты не могут считаться художественными произведениями?.. И что это тогда такое?
Дневниковые записи. Заметки. Наблюдения. Размышления на тему. В лучшем случае - хороший, качественный ПОДСТРОЧНИК. – Называйте как хотите.
Потому как даже если в тексте с предельной скрупулезностью зафиксированы малейшие события и факты из жизни автора, или его глубокие размышления о себе и окружающих его людях, это еще не значит, что он автоматически попадает в разряд художественной литературы!
Не исключено, что когда-нибудь и автор и описанные им люди могут стать действующими лицами будущего художественного произведения (рассказа, повести, романа). Но для того, чтобы это произошло, текст как минимум должен сменить свой ракурс. И из «перечислительно-размышлительного» стать действенным.
Действие – вот основа художественной литературы! Действие и конфликт.
С героем что-то непременно должно происходить, даже если весь рассказ он сиднем просидит на печи, как Илья-Муромец.
И случиться это должно между точками А и Б – началом и концом произведения. То есть, на наших глазах.
Мы каким-то образом должны понять, что герой изменился. Победил или проиграл. Стал героем – или предателем. Понял какую-то важную истину или вконец запутался.
И то, что с ним на протяжении всего произведения происходило – чрезвычайно важно! И, главное, даже не ЧТО, а ПОЧЕМУ.
В публицистике главное - последовательно и доступно изложить факты, ярко и броско подать материал, выделить проблему и поставить ее со всей возможной прямотой. Не исключает это и глубоких размышлений, однако строиться они будут по принципу плаката, то есть четко определять цель и «бить» в нее.
В художественной литературе тоже все это важно. Писатель, принимаясь за произведение, неизбежно столкнется с тем, что называется идеей и сверхзадачей, будет мучиться ответом на вопрос: «ЗАЧЕМ? ЧТО я хочу сказать?»
Но использовать для этого будет совершенно другой спектр «инструментов», донося свою мысль через характеры, атмосферу, ритм произведения и его образность, так как предметом рассмотрения художественной литературы в первую очередь всегда является душа человека, а не фактическая хронология его жизни; внутренний мир человека и осмысление мотивов и причин поступков, а не их перечисление. Эмоциональная подача материала, призванная чем-то отозваться в душе читающего, а не скупая констатация происходящего.
Отсюда и еще одно отличие рассматриваемых жанров – отношение к деталям.
В публицистике фактология – чрезвычайно важна; факты, даты, события, подробности – это основа ее основ, краеугольный камень!
В какой школе имярек учился, в каком году женился, в каком - изобрел велосипед, отлупил соседского Ваську или полетел на Луну.
Тут искажение даже в одной дате равносильно катастрофе.
Произведение, в котором господствуют не факты, а художественная правда, обогащенная авторским видением и вымыслом – это художественный текст.
Причем, не набор «правдивостей», а тщательный отбор их, - в целях создания определенной картины и определенного эмоционального впечатления.
Для художественного произведения важны совсем другие подробности.
Например: «Вася Неудачников учился в школе № 13».
Здесь и номер школы и фамилия героя выбраны автором не случайно. Они дают вполне определенный намек на что-то такое, что непременно должно сыграть в произведении какую-то ЗНАЧИМУЮ роль.
Как висящее на стене в первом акте ружье, на которое автор зачем-то обратил наше внимание, должно непременно выстрелить в четвертом.
Вполне возможно, что такой школы в городе Н никогда не было. Но для художественного произведения главное - не повторение жизни, не копирование ее, а, скорее, рассматривание ее под неким определенным углом, предложенным нам автором. Достигается это с помощью разнообразных приемов, которые и составляют авторскую индивидуальность, определяемую как СТИЛЬ. А у каждого автора он свой, что позволяет нам взглянуть на мир его глазами. Глазами писателя.
Раньше стилем (или «стилом», если правильно) называлась особая заостренная палочка, которой писали на вощеной табличке. Даже ёжику понятно, что написанное разными людьми будет разительно отличаться. Как неповторимы отпечатки пальцев или почерк, так и неповторим и не похож ни на что авторский стиль.
Что касается публицистики, ей, напротив, приходится иметь дело с устоявшимися фразами, речевыми оборотами, словосочетаниями и определенного вида словесными конструкциями. Так сказать, с «деталями конструктора», предложенными для всеобщего доступа.
Если в публицистике это прием, позволяющий доступно и понятно донести информацию, то это же самое в художественном произведении – речевой штамп, губящий и убивающий саму художественность.
Что ж, думаю, настало время перейти к примерам.
Допустим, у нас есть два текста.
Первый:
«Пройдемся по Аничковому мосту. Это красивейшее сооружение Санкт-Петербурга, соединяющее берега широко известной реки Фонтанки, ранее носившей название Безымянный Ерик, своим названием обязано подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, построившему этот мост в 1715 году по велению Петра Первого. Первоначально мост, длина которого составляет 54,6 м, а ширина – 37,9 м, был деревянным, но в 1785 году был заменен на трехпролетный каменный. Фигуры бронзовых коней, величественно возвышающиеся по концам моста, придают этому сооружению законченный и цельный вид. Аничков мост по праву является предметом гордости жителей и гостей города на Неве».
И второй:
«Он снова стоял на этом мосту. Он вообще часто приходил сюда, рассматривал реку, проходящих мимо людей, проталкивающиеся сквозь пробки машины. Мост нравился ему. Как там он называется: Анечкин, Анечков? Глупое какое название! Подвезло же какой-то там Анечке. Чего она сделала-то интересного? Вот он, Володька, умеет многое, а в его честь никто мостов не называет, и вообще…».
По-моему, теперь-то вы ТОЧНО скажете, какой текст – художественный, а какой – нет. И вряд ли захотите обозначить первый отрывок жанром «сказка», а второй – «статья».
А то! Ведь не лаптем же, правда?…
***
ПРИМ.: В статье использованы выдержка из Википедии и фрагмент из повести «Доказательство», с которой вы можете ознакомиться, пройдясь по этой ссылке:
diary.ru/~rukopisi/p81372946.htm
@темы: статьи, в помощь новичкам
или огурцом делают хирургические операции...
Писатель, принимаясь за произведение, неизбежно столкнется с тем, что называется идеей и сверхзадачей, будет мучиться ответом на вопрос: «ЗАЧЕМ? ЧТО я хочу сказать?»
Отсюда и еще одно отличие рассматриваемых жанров – отношение к деталям.
Как висящее на стене в первом акте ружье, на которое автор зачем-то обратил наше внимание, должно непременно выстрелить в четвертом.
Простите, не могу не поделиться по этому поводу:
висит на сцене в первом акте
бензопила ведро и еж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет (с)
Очень полезная статья, еще раз спасибо!
Анекдот безумно понравился!!!! Что значит в тему!!!)))))
Рада, что что-то из статьи пригодилось!!!
Да ничего страшного!)) Буду рада что-то объяснить.
Итак, читайте маленькое дополнение к статье "Не лаптем щи, или О жанрах и визитных карточках".
Хотела поместить все здесь, но потом подумала, что так это мало кто увидит.
В некоторых сообществах обязательна "шапка" к произведению, в которой нужно указывать и жанр в том числе. И по этому поводу еще один маленький вопросик: а вот, допустим, такие параметры как сказка, детектив, фентези, фантастика, психоделика и прочие постапокалиптики это вообще что будет? Поджанры?
Сказка, детектив, фентези, фантастика, психоделика, постапокалиптика, ужасы, мистика - всё это уже жанровое определение внутри жанра!)))
Чтобы определиться с тематикой и направленностью.
(Первая статья написана для тех, кто вообще слабо разбирается в том, куда и к чему отнести свои тексты).
Для тех же, кто более подкован, эти поджанры куда важнее!
Ведь если мы видим, что произведение ОЧЕНЬ большое, понятно, что это никак не рассказ. А если это небольшой текст, то уж никак не роман.)))
Поэтому нам куда интереснее узнать, а что из себя текст представляет?
Тут-то и помогает ярлычок жанра: "детектив" или тот же "хоррор".
великий день!
еще раз спасибо! Вы мне очень помогли.
Да у вас-то как раз с определением жанров все в порядке! (Ну, не считая, конечно, той ошибки с "бытовухой")))))
да, про бытовуху надо было вообще-то в предупреждения сунуть. Или вообще умолчать.
хотелось увидеть четкую структуру "жанровости". Значит, к большому произведению надо в графе жанр писать - Рассказ (если это рассказ) и потом - поджанр? Или сразу поджанр?
Все-таки читатель берется за большое произведение, поэтому лучше, если он будет знать, что его ожидает - ужастик с монстрами или антиутопия. )))
"Проклятие эльфов. Роман. Фэнтези".
"Когда взошло солнце. Фантастическая повесть".
Если речь идет о тексте реалистической направленности, по умолчанию, в определении пишется только "повесть".
А вот что касается рассказов... (Кстати, рассказ - это как раз НЕБОЛЬШОЙ по объему текст, хотя он может доходить и до 40.000 знаков!)))
Тут на усмотрение автора. Если вам важно сразу дать читателю определенный настрой, можно жанр и указать, а можно и нет. Варианты могут быть самые различные.
Главное, чтобы "пирожное" было пирожным, а "картошка" - картошкой! )))
реализм - по умолчанию?
Кстати, рассказ - это как раз НЕБОЛЬШОЙ по объему текст, хотя он может доходить и до 40.000 знаков!)))
О_О
Тут на усмотрение автора. Если вам важно сразу дать читателю определенный настрой, можно жанр и указать, а можно и нет. Варианты могут быть самые различные.
то есть можно еще и с жанрами интригу закрутить?)))))) Супер) спасибо)
Да нет, честно!)))
"Война и мир. Роман".
"Железный поток. Повесть".
В таких вещах больше ничего не нужно.
Сразу понятно, что речь идет о реалистическом повествовании. И читатель не будет искать в тексте ни гоблинов, ни капамузиков с планеты Уран. )))))
Но - статья-то рассчитана именно на тех, кто в этом разбирается, как ласточка в пылесосах...)))
я понимаю, что многое кажется примитивным. )
Не знаю, может и кажется. Многое мне уже помогает. Чувствую себя уверенно.
*ваш еще не совсем издохший на ниве маркетинга админ*
Админу живому (и надеюсь, здоровому)) - троекратное гип-гип-ура!!!!
Люблю собирать подобные статьи и где-то раз в месяц перечитываю, дабы проанализировать все, написанное мной за этот самый месяц. Своеобразный ритуал "самоцензуры"
Спасибо большое за эту статью!
Главное, чтобы кому-то это пригодилось. ))