понедельник, 12 сентября 2011
"Раззудись, плечо, размахнись, рука!.." или Всегда ли полезно махать топором? О критике.
Данные размышления появились не на пустом месте, как понимаете. Когда-то это было опубликовано здесь в качестве замечания под одной из дискуссий. Думаю, на "новом витке" есть смысл вернуться к некоторым пунктам, которые будут полезны и для тех, кто пишет критические рецензии, и для тех, кто пока вообще не умеет их писать.
читать дальше***
Для многих слово "критик" ассоциируется с чем-то вроде злой собаки, натасканной облаивать и грызть тех, кто имеет смелость выложить свои работы на всеобщее обозрение.
Или же топора, беспощадно рубящего посаженное автором дерево.
Что уж греха таить, многие так и делают, дай им этот топор в руки...
Однако, по моему глубокому убеждению, критик должен походить не на безумного лесоруба, размахивающего топором направо и налево, а аккуратного и добродушного садовника, с особой тщательностью ухаживающего за своим садом и подрезающего только то, что мешает растению развиваться.
Так же и с критикой: важно не забывать, что это не урок БЕЗЖАЛОСТНОСТИ, а урок БЕСПРИСТРАСТНОСТИ.
Цель рецензии – не в том, чтобы показать свое превосходство в плане красноречия, грамотности и умения находить ошибки, но, прежде всего в том, чтобы указать на них автору, и помочь ему от них избавиться. Помните: «отвергая – предлагай»?..
То есть, объяснять вполне ровно, корректно и достаточно подробно, - не ругая, а просто излагая свои аргументы.
Поэтому с этической точки зрения лучше избегать таких выражений, как:
- «…еретические зачатки мозговыноса…» – Едкая шпилька, которая хороша в личном дружеском разговоре, но никак не в рецензии;
- «…описание собственной тяжёлой судьбы автора с многочисленными приукрашиваниями…»;
- «…с WORD автор явно незнаком» – а мы не знакомы ни с автором, ни с его судьбой, и поэтому не должны переходить на личности;
- «…эту работу написала школьница в порыве желания продемонстрировать собственную чувственность, описав трагедию…» - тем более, ссылаться на возраст, пол и т.д. и т.п.;
- «… попытаемся разжалобить читателей, чтобы они в итоге посочувствовали автору: «ай-ай, какой он негодяй, помер, да как ему и надо, и как она, бедняжка, настрадалась» - Недопустимо переносить негативное восприятие текста на отношение к автору.
Так же, как недопустимо и высмеивание автора за что бы то ни было. (Исключение составляет ПАРОДИЯ, призванная обобщить ошибки автора и выявить его штампы. Что – опять же – никак не должно затрагивать ЛИЧНОСТИ автора).
«Полем деятельности» рецензента должен быть ТЕКСТ: ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЕГО ГЕРОЙ.
«Ещё чуть-чуть, и была бы Мери Сью, но даже до её уровня автор не дотянул». –
А вот это, напротив, очень хороший прием! Чтобы четче выразить свое впечатление от написанного, можно воспользоваться каким-то образным сравнением для пояснения мысли, или найти аналогию с чем-то уже знакомым (фильмом, книгой, персонажем), сразу же вызывающим нужную ассоциацию.
«Общий вывод: Это читать нельзя. Художественной ценностью не обладает. Литературой не является». – И уж тем более, не следует навешивать ярлыки и оглашать «окончательный» приговор!
Даже эти же самые мысли можно изложить другими словами, - так, чтобы при этом напрочь не отбить у автора желание писать.
С чего же начать и о чем писать?
Начните с главного:
- понравилось вам или нет. (Хотелось бы иметь такую книжку, к примеру)).
- О чем это произведение? Понятно ли выражена мысль, или автор в какой-то момент ушел в сторону?
- Интересно ли было следить за героями? (Привлек ли сюжет?)
- Самая сильная/слабая сцена.
- Самый запоминающийся персонаж/характер. Почему? Какие черты привлекли внимание?
- Всегда ли герои поступают логично? Или где-то противоречат заявленному характеру? В какие моменты вы с автором не согласны? Почему? (Ваши советы и пожелания).
- На что автору следует обратить внимание: на правописание, на стилистику, на логику, на что-то другое?
Если вы ответите хотя бы на пару вопросов, вы уже "наскребете" если и не на полноценную рецензию, то на отзыв - точно.))
И последнее, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно иметь место в любом разборе, как бы слабо и плохо произведение на самом деле ни было: нахождение положительных моментов.
У одного можно найти нестандартные мысли; другой берет искренностью; третий умеет подыскивать сравнения; четвертый прекрасно выдерживает логику сюжета…
Хорошо, пусть на самом деле этого часто нет… И текст убог, сер и бесплоден, как пустыня. )) Но. - Хоть абзац, хоть фраза, хоть пара слов!.. - В КАЖДОМ произведении есть хоть крохотная, но искорка того огня, что зовется Красотой!
Не поскупитесь отметить хотя бы такую малость.
И тогда автору после «разбора полетов» захочется не огрызнуться на рецензентов или бросить литераторство к такой-то бабушке, а, напротив, с благодарностью впитав все замечания, скорее засесть за работу, чтобы что-то исправить и сделать свой текст лучше!
@темы:
в помощь новичкам,
Статьи
Как администратор, вынужден сам себя одернуть, ибо - напоминаю - здесь не то место, где следует обсуждать личные разногласия. Давайте либо высказываться по теме поста, либо делать это не здесь.
Элацио!
???
Ни в одной моей реплике нет ничего намеренно оскорбительного. Цель такую себе никогда не ставлю.
Если же те, кому я отвечала, невольно почувствовали себя обиженными, приношу искренние извинения!
Наверное, я еще наивнее, чем Вы думаете: я продолжаю верить в людей и дружбу...)
ровно с тех пор, как им стало безразлично, что делаю и чем дышу я
Мне было жаль, что Вы ушли. Правда. Но Ваш уход был демонстративен по отношению не только к сообществу. Вы ведь тоже не сделали никому шаг навстречу...
...необходимость проведения сего спора на вас.
Вот уж чего не люблю, так это спорить...)
Пусть Риш-сан простит нас за то, что это делается на этой страничке!
Но просто это единственная возможность поговорить откровенно и честно. (Во всяком случае - для меня).
Вы бы лучше и впрямь беспристрастно обсуждали текст и его героев, а не хамовитых комментаторов, навроде меня.
А наша честность здесь не в чести. Все жду, когда мне раскажут, что "незнакомый человек" ходил в инет с одного роутера с Риш. Правда, у Риш комп к инету напрямую подключен, и ни с какими соседями своей сетью он не делится. Другое же "совпадение" невозможно, это я вам как не сегодня познакомившийся с работой провайдеров говорю. Можете поинтересоватьс у своего, спросить, может ли быть ваш айпишник у соседа. Но я коллекционирую вранье от Риш. Это даже забавно. Хотя когда-то верил и в его честность и в его дружбу. Но слишком много фактов лжи накопилось. Мне надоело, я его послал.
Перемываете нам косточки, приходите и время от времени напоминаете о себе, разводите холиварчики в своих уютных, где решаете скопом наброситься на другую стенку.
Ей богу дети.
А смысла? Ноль. Неужели ваша жизнь настолько скучна?
Я умываю руки. Не люблю спорить с такими людьми как вы и напрасно тратить свое время.
А вообще интересно, почему же вы тоже такие активные только в таких вот междусобойчиках? Взялись бы всем миром, откомментировали бы всё сообщество до первой страницы, научили бы всех писать. Беспристрастно, без переходов на личности...
Ей-богу, халтурщики. Неужели вашей преданности делу и дружбы с Риш только на расплёвывания и хватает?
Каюсь. Тем более, что, похоже, я его и заварила...((((
В таком случае, будет разумным сказать, что обсуждение закрыто! Так как эмоции уже начинают преобладать, а это не есть хорошо.
Искренне надеюсь, что многие последуют моему совету.
Ваши рассуждения мне очень понравились. Интересная и грамотная позиция критика... Точнее, казалось бы, тут есть много того, что описывается в других таких же статьях, но Вы очень удачно подчеркнули в ней всё то, чем страдают многие (не все, а многие...) нынешние критики.
Это печально, но, надеюсь, что многие критики, прочитав Вашу статью, постараются не наступить на вышеупомянутые грабли.
Да, лучше учиться на чужих ошибках. Хотя, бывает, свои запоминаются куда дольше и лучше...))))